Пространственная схема эволюции истории костюма.

Пространственная схема эволюции истории костюма.

Тезисы-выступления на Международной научной конференции "СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ"

Санкт-Петербург 1996 год.

Человек рождается - на Божий свет появляется физическое Тело, дальше следует процесс ознакомления Человека с его Телом, затем - знакомство с окружающим миром, Природой. А после этого пробуждается врожденное стремление человека к подражанию: "Хочу быть как..."

И тогда начинается художественное переосмысление своего тела. Один из возможных вариантов этого - татуировка, выбивание зубов, выщипывание бровей, увеличение размеров губ, шеи, ушей, накачка мускулов. Другой вариант - перенос игры в подражание на костюм, который, вследствие этого становиться выразителем художественных принципов, культурных ценностей и достижений общества. Но со временем они меняются и параллельно трансформируется костюм. Изменения в костюме можно считать своего рода лакмусовой бумажкой культуры. С какой скоростью происходит изменения в обществе, с такой же - меняется и одежда.

На протяжении всего развития Человечества культура, как исторически определенный уровень развития общества, развивается циклично. История костюма как некое множество фактов существования той или иной формы одежды так же имеет свою внутреннюю логику. Была предпринята попытка найти механизмы зарождения, развития и накопления этих фактов и связать их с историческим аспектом культуры. Поскольку история костюма - это естественный процесс, показалось логичным рассмотреть ее с точки зрения общих законов развития. Оказалось, что общая схема развития любого процесса аналогична логике зарождения и развития костюм - от простой формы к сложной через кульминационную точку к точке разрушения сложившейся в результате этого движения формы. (Схема 1).

Применительно к истории костюма эту схему можно интерпретировать как:

  • О - точка начала отсчета движения - человеческая фигура и материал для изготовления одежды,

    м - импульс движения - идея одеться для защиты от внешней среды или использовать одежду как эстетическое средство самовыражения,

    М - движение - развитие степени сложности одежды по конструкции и крою от драпированной (Др), через накладную (Накл), распашную (Расп), цельнокроеную (Цел), отрезную (Отр) к сложной, комбинированной (Сл) (Схема 2)

    К - кульминация - гротесково-абсурдная форма одежды, неоправданная сложность элементов и их сочетаний с точки зрения выполняемых одеждой функций,

    З - конечная точка движения - разрушение сложившейся в результате движения формы одежды.

  • Но общая схема эволюции (Схема 1) распространяется и на промежуточные отрезки цепи развития одежды по степени сложности конструкции и кроя О-Др-Накл-Цел-Отр-Сл. Их соединение дает двухмерную систему эволюции костюма (Схема 3).

    Так, для драпированной одежды:

  • О - точка начала отсчета движения - человеческая фигура и кусок материала;

    М - движение - развитие сложности принципа и техники драпировки (от простой набедренной повязки в Древнем Египте до классической древнеримской тоги;

    К - кульминация - такой силуэт одежды, при котором первоначальные очертания фигуры не имеют ни какого значения и не прочитываются через одетую фигуру. А костюм выглядит как функционально неоправданное нагромождение большого количества ткани;

    З - конечная точка - отказ от данного принципа изготовления одежды.

  • Если к двухмерной системе добавить "изменение комплектности костюма", то получится трехмерное условное изображение истории костюма (Схема 4).

    Трехмерная система демонстрирует наличие множество фактов существования различных форм и элементов костюма и их комбинаций. Она как бы символизирует копилку истории костюма, показывая, что существует процесс накопления. Соединив процесс зарождения (Схема 2), развития (Схема 3) и накопления (Схема 4) форм одежды и учитывая, что: а) эти процессы в историческом пространстве не имеют абсолютно конечной точки, так как каждая конечная точка предыдущего периода служит начальной для последующего; б) цикличность процесса; получим принципиальную схему общей эволюции костюма (Схема 5).

    Тогда история костюма условно представляет воронку, в основании которой лежит фигура человека, а ее стенки-границы задаются культурой общества: на духовном плане - религиозными, эстетическими, социальными, политическими и другими требованиями эпохи - историческим аспектом костюма; на материальном - степенью развития орудий труда и средств производства - технологическим аспектом костюма (Схема 6)

    Исторический пласт костюма каждого периода увеличивается. Происходит поглощение предыдущего опыта, переосмысление старых понятий и добавление их современной трактовки. Материалом для этой творческой работы является функциональность одежды, то есть утилитарно-бытовые функции, которые она призвана выполнять (защитная, комфортная, информационная). Иногда некоторые функции начинают преобладать за счет других. Так, доминирование комфортной функции привело к почти полной потере дифференциально-полового признака информационной функции в спортивной одежде (замена левосторонней и правосторонней застежек на центральную - молнию или вообще ее отсутствие). Увлечение эстетической стороной - в "Высокой моде" иногда приводит к потере защитной или комфортной функциям костюма (платье из ивовых прутьев, костюм из цепей и т. п.). В результате этой "игры" множество элементов, составляющих костюм, распухает до такой степени, что теряется на этом этапе логика развития - все, или большинство вещей доводится до абсурда с точки зрения функциональности (размер головных уборов, ширина юбок, длина носков обуви, высота каблука и т. д.). И тогда происходит крушение, уничтожение этих гигантов абсурда почти мгновенно, относительно всего временного логического отрезка развития. Именно эти "обломки" будут служить началом для нового качественного витка в спирали истории. Рассмотрев с этой точки зрения настоящую временную ситуацию, мы увидим, что современная мода - это не нечто заново придуманное, а сложившаяся историческая форма элементов костюма, приспособленная к новым условиям функционирования. При таком подходе история костюма образно может быть представлена как "слоеный пирог", "испеченный" Человечеством по "рецепту" культуры и забавно украшенный "взбитыми сливками и цукатами" современной моды.

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru