История костюма. Еще одна версия.

Елена Старовойтова.

История костюма. Еще одна версия.

Тезисы выступления на второй международной научной конференции.
"Грани Культуры" 1997 Санкт-Петербург.

Предлагаемый подход к истории костюма отличается от традиционных тем, что предусматривает рассмотрение темы не только с внешне материальной, но и с "внутренней", сущностно-сакральной точки зрения. Он был разработан с привлечением материалов по культурологии, социологии, психологии, этнографии, восточной философии, эзотерической литературы. В результате такого междисциплинарного видения проблемы и соединения восточной и западной философии родилась интерпретация истории костюма как истории человеческой души. В таком аспекте материал можно рассматривать на двух уровнях: первом - эпохальном, историко-хроникальном, глобально-историческом - история костюма Человечества; втором - индивидуально-личностном - это выбор и составление гардероба конкретного человека.

Анализируя костюм с материальной стороны, как вещь, в силу своей специфики вступающую в контакт с человеком в физическом плане (тело, кожа) можно определить основные "внешние" параметры-уровни человек-костюм (Рис. 1) горизонтальные: голова - уровень головного убора; плечи - уровень плечевого пояса; талия - уровень талии; бедра - уровень бедер; колени - уровень коленей; стопы - уровень стоп, "в пол"; вертикальный: ось симметрии фигуры, проходящую вдоль позвоночника и делящую тело на левую и правую половины.

Рассматривая влияние костюма в метафизическом плане (сознание, подсознание, бессознание) предлагается выделить "внутренний параметр" - желание-стимул, побудившее сделать конкретный выбор в одежде. Трактовка выбранных вариантов в композиционном решении костюма (Рис. 5, Рис. 6) с точки зрения внутренних потребностей или состояния носителя будет анализом костюма, раскрывающим его сакральность. Из внешних вертикальных параметров особое значение следует придать уровню талии. Благодаря талии тело человека физически получает несколько степеней свободы движения (вперед-назад, влево-вправо, повороты относительно оси) и полярность ("верх-низ"). С точки зрения метафизики - в этой области находится "центр" человека, по выражению йогов, его "второй мозг". В одежде так же одним из основных показателей является подчеркивание или нивелировка талии - основной естественной линии фигуры.

Выбрав центром композиции костюма естественный центр фигуры - центр талии, можно проанализировать его устойчивость в зависимости от условно обобщенной формы костюма от набедренной повязки до массивных одежд, закрывающих все тело (Рис. 2, Рис. 3). Можно предположить, что устойчивость этого центра в костюме указывает на стабильность устремлений, постоянство физического и физиологического состояния человека. Соединив схемы 2 и 3 и рассматривая костюм как средство самовыражения, история костюма может предстать как история человеческой души (Рис. 4). Изначально воспринимая тело как Богом данную одежду души, костюм может быть воспринят как вторая, искусственная кожа. Преемственность кожи и одежды основана на аналогичности их функций. То, что может выполнять и проявлять кожа (функции кожи как органа) - при необходимости выполняет и выражает одежда (функции одежды как вещи, знака, средства коммуникации и социализации ...). Обе - функционируют, "живут" только на теле человека. Обе - "связаны" с человеком через его физическое тело, как получение и фиксация переживания и ощущения опыта контакта. Если человек будет способен саморегулировать температурный и регенерирующий режимы своего тела и кожи, он не будет нуждаться в одежде. При такой ситуации вещи могут быть использованы как средство коммуникации с соблюдением внешних социально-обусловленных норм. Если же у человека защитная функция кожи и тела развита посредственно - одежда будет призвана ее компенсировать.

Отмечая проявление духовности в истории костюма, преобразуем цепочку в кольцо (круг). Почему круг? Потому что начальная и конечная точки идентичны. Издавна у дзен буддийских мастеров считалось, что "круг и полная Луна символизируют совершенное просветление, то изначальное лицо, которое существовало до рождения, или космическое тело Будды. Ученикам прекрасно известно, что они еще далеки от подобного совершенства. Возможно, именно поэтому дзенские наставники так любят рисовать круг, самый устойчивый и неуловимый среди дзенских символов, очертания которого они набрасывают с неподражаемым мастерством, причем каждый раз именно так, чтобы мощный удар кисти никогда не возвращался в то место, откуда он начался. Не означает ли это, что в каждом выражении всегда должно присутствовать место для дальнейшего совершенствования?" (Генрих Дюмулен "История дзен буддизма Индии и Китая" ОРИС. СПб.1994. стр.233).

Пространственная схема эволюции костюма доказывает и это сравнение (схема из ст. Пространств, схема эволюции костюма): каждый исторический временной пласт имеет свой круг, в котором последняя позиция одного является начальной точкой для развития последующего.

Схему-круг самопознания человека через телесные и душевные ощущения, выраженные посредством одежды, можно еще сравнить с толкованием дзенской притчи о Быке и Пастухе [1] (Рис. 5). Так же как прозрение Пастуха начинается с головы (сознания), также головной убор или прическа являются внешним проявлением степени сознания (даже сейчас кое-кто приподнимает при встрече головной убор в знак приветствия). Как Пастух просветляется сверху до низу, так и человек осознает и овладевает своим телом с головы до пят. Этот акт самопознания схож с прозрением, с истинной мудростью. В нашем круге движение от "саркофага" к открытому телу может произойти двумя путями: путем духовно-аскетических практик с использованием или пониманием сакральности одежды - восточный подход; или путем эстетско-художественных экспериментов над одеждой с акцентом на внешнюю характеристику костюма - западный подход. В любом варианте выход один - на обнаженное тело.

Согласно восточным учениям, человек, достигший гармонии "в себе" перестает быть подвержен влияниям извне. То есть, в любых одеждах святой не теряет своей святости, а его внешним самопроявлением через костюм будут цельнокроеные или драпированные одежды, подобные тем, в которых изображаются святые на иконах. Принимая во внимание этап возвращения просветленного в социум ("Пастух на рыночной площади" [2]), костюм может быть использован как внешнее средство коммуникации, способствующее общению и соответствующее социально-временным требованиям эпохи, позволяющее не выделяться во внешне физическом плане.

Западный вариант познания себя через одежду предполагает проживание собственного тела в первую очередь как инструмента самовыражения и наслаждения.

Так как человек является социальной единицей, он вынужден постоянно сознательно или бессознательно проявляться через костюм, выбирая между двумя крайностями: "Голый король" (шут по неволе) - "Адам" (самодостаточная личность).

В этом ряду одежда, соответствующая социальным требованиям без ущерба индивидуальности демонстрирует гармонию человека в обществе, костюм Адама - гармонию "сам в себе", выбор одежд Голого короля - вызов обществу. В свою очередь, общество, вырабатывая и поддерживая моду на одежду, формирует эталон "героя времени" - идола-стимула. Продолжая оценивать костюм как вещь, которая является мобильной в конструктивном, технологическом и фактурно-материальном планах, можно рассмотреть варианты проработки параметров человек-костюм (Рис. 1): в конструктивном плане по проработке композиции костюма относительно линии талии (Рис. 5) и относительно вертикальной оси (Рис. 6). Необходимо учитывать, что эта классификация условная, отражающая основные, азбучные варианты решения костюма. Реальный, бытовой костюм дает множество конкретных решений, которые и составляют историю костюма; в технологическом - по крою, фасону, силуэту и технологии изготовления; в фактурно-материальном - по сырью и способу его переработки в материал (пример: шерстяной креп/шерстяное сукно), по цвету и рисунку материала, декору костюма.

Выбор варианта костюма в конструктивном технологическом и фактурно-материальном планах является проявлением желания удовлетворить потребность в ощущениях телесного или душевного порядка. Возможно, что наличие желания ощущать [4] (или не ощущать) является отправной точкой в цепочке анализа смены костюма в индивидуально-личностном и общественном масштабах.

Дальнейшее рассмотрение истории костюма предлагается вести с учетом сакральности костюма, оценивая его как результат человеческой деятельности, прообразом которой является ритуал [5] с его сакрально-магическим значением. Сакральность действия переходит на костюм как на его результат. Необходимо так же учитывать сакральность функций костюма, проявляющихся в результате конкретного использования костюма в определенном месте с определенной целью и определенным образом воздействующих на человека.

Таким образом, предлагаемый подход к истории костюма и анализу костюма индивида предусматривает: рассмотрение одежды неотъемлемо от: 1 - ее носителя; 2 - ее "создателя"; 3 - условий использования; 4 - анализ позиций 1, 2, 3 не только с внешне материальной, но и с сакральной точки зрения.

Автор ни в коем случае не имеет цель доказать, что одежда является панацеей от всех бед социальных или душевных. В задачу выступления входит лишь обозначить значимость одежды в жизни человека или общества и указать возможные направления дальнейшего исследования данного материала.

Рисунки.


Рисунок 1. Уровни-параметры человек-костюм



Рис. 1. Уровни-параметры человек-костюм



Рисунок 2. Устойчивость центра костюма без членения по линии талии.


Рис. 2. Устойчивость центра костюма без членения по линии талии.

а) Одежда - тело человека, самая устойчивая "внутренняя" форма костюма. Пример: тибетские монахи, развившие в себе способность согревать тело за счет "внутреннего огня", осознание "Бог во мне" [1];

б) Одежда - повязка вокруг талии. Осознание - "Я - наг", - разделение Я и Бог, появление Эго, защитная функция одежды - прикрыть половые органы;

в) и г) Увеличение формы одежды вокруг талии "опоясывание" "верха" и "низа" одновременно, Дальнейшее усиление и развитие защитной функции костюма;

д) Одежда - "саркофаг", полностью скрывающая фигуру, самая устойчивая "внешняя" форма одежды, максимальное развитие защитной функции одежды, костюм как "футляр" души и тела.



Рисунок 3. Устойчивость центра костюма при членении по линии талии.


Рис. 3. Устойчивость центра костюма при членении по линии талии.

а) Тело человека, задающее уровни-параметры костюм-человек;
б) Одежда - "саркофаг";
в) Отрезная одежда, имеющая членение относительно талии на "верх" и "низ";
г) "Разорванная" одежда, где "верх" и "низ" не имеют непосредственного соединения. Перекомпоновка костюма,
расползание относительно "центра" фигуры;
д) "Разорванная" одежда с тенденцией уменьшения ее форм;
е) Абсурдно-комичная форма одежды, костюм "Голого короля". Утрированно обнаженные части тела.

Рисунок 4. а. История костюма - история души.

Рис. 4 а. История костюма - история души.
Рисунок 4. б.


Рис. 4.б.
Рисунок 5. Варианты проработки костюма, относительно линии талии
Рис. 5. Варианты проработки костюма, относительно линии талии.

а) Естественная композиция костюма-фигуры;
б) Увеличение одежды от уровня талии к уровню стоп;
в) Увеличение одежды от уровня талии к уровню головы;
г) Тенденция выхода за естественные параметры тела за счет увеличения длины низа костюма (тенденция "шлейфа") и головных уборов (тенденция "роста");
д) Уменьшение одежды от уровня головы до уровня талии; (от бритья головы до обнаженного торса);
е) Уменьшение одежды от уровня стоп к уровню талии; (от пола до пупа);
ж) Тенденция "раздевания", уменьшение одежд от уровней головы и стоп одновременно;
з) Иллюзия "заземления" за счет занижения линии талии в костюме; пример: женский костюм 20-х гг. XX в.;
и) Иллюзия "взлета" за счет завышения уровня талии и костюме; пример: женский светский костюм стиля ампир.

Рисунок 6. Варианты проработки костюма, относительно вертикальной линии человека.
Рис. 6. Варианты проработки костюма,
относительно вертикальной оси человека.

  1. а) Естественная композиция костюма-фигуры;
  2. б) Иллюзия увеличения и уменьшения объема фигуры выше уровня талии;
  3. в) Иллюзия увеличения и уменьшения объема фигуры ниже уровня талии;
  4. г) Иллюзия увеличения и уменьшения естественного объема фигуры как "захвата" дополнительного пространства.

Комментарии.

Для большей наглядности используются два литературных примера: "Адам" как изначально сгармонизированная, цельная личность и "Голый король" из сказки Г.Х. Андерсена как комично-абсурдный вариант.

В данном контексте: крой - как выкроенные с учетом направления долевой нити детали костюма; фасон - соединенные в вещь детали кроя; силуэт - объемное решение костюма.

Список использованной литературы.

  1. Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М.: Дягилев Центр. ЦДЛ, 1991. С. 59.
  2. Плоть и кость дзен. Калининград: Российский запад, 1993. С. ...
  3. Дюмулен. История дзен-буддизма. Индия. Китай. С-пб.: Орск, 1994. С. 296 - 307.
  4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания //Апресян Ю.Д. Избранные труды. В 2 т. Т.
  5. Интегральное описание языка и системная лексикография. Школа "Языки русской культуры", 1995. С. 348 - 388.
  6. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: ........, 1988. С. ...

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru